ДЦП - детский церебральный паралич 

ДЦП - детский церебральный паралич — группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений.

Детский паралич спастический (Детский церебральный паралич, ДЦП) возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжелых либо стремительных родах и др. или при вирусных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менингоэнцефалитом. ДЦП чаще развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей — болезнь Литтла (по имени английского врача У. Литтла, описавшего её).

Заболевание проявляется повышением тонуса мышц, вследствие чего бёдра ребёнка повёрнуты внутрь, колени прижаты одно к другому (в тяжёлых случаях ноги перекрещиваются, отчего ребёнок не может ни сидеть, ни ходить), стопы касаются земли только носками. Но такое наблюдается абсолютно не всегда. При волнениях, резких раздражениях (внезапный громкий звук, резкое неожиданное пассивное движение) тонус мышц усиливается, в силу чего произвольные движения затрудняются, либо наоборот происходит какое-либо резкое непроизвольное движение (гиперкинезы).

В зависимости от повреждения систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтеля). Спастическая диплегия характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причём ноги поражены сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть различной - от выраженных ограничений в объёме и силе движений и до легкой моторной неловкости. Выраженные симптомы спастической диплегии обнаруживаются уже в первые дни жизни. Более легкие - к 5-6 месяцам жизни. Спастическая диплегия - это наиболее часто встречающаяся форма ДЦП.

2. Двойная гемиплегия. Двойная гемиплегия - самая тяжёлая форма ДЦП. Диагностируется уже в период новорожденности. Характеризуется тяжёлыми двигательными нарушениями во всех четырёх конечностях, руки поражаются в той же степени, что и ноги. Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят. Однако ранняя и систематическая работа по физическому воспитанию в сочетании со всеми видами консервативного лечения может привести к улучшению состояния.

3. Гемипатерическая форма. Гемипатерическая форма ДЦП характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжёлое поражение руки. Если ребёнок не пользуется поражённой рукой, то со временем наблюдается её укорочение, уменьшение в объёме. В специальной школе эта форма встречается примерно у 20% детей.

4. Гиперкинетическая форма. Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде непроизвольных движений - гиперкинезов. При гиперкинетической форме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущими двигательными нарушениями. Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, эмоциональном напряжении. В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко, в основном можно наблюдать сочетание формы, например, гиперкинетическую форму и спастическую диплегию у одного больного.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая). Данная форма характеризуется, прежде всего, низким мышечным тонусом (атония), трудностями в формировании вертикализации (астазия). При данной форме имеет место несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации движений.

Мануальная терапия занимает важное место в системе немедикаментозного лечения больных с ДЦП. Мануальная терапия ДЦП, в свою очередь, широко представлена различными методиками, от простого массажа с включением пассивных движений до сложных терапевтических методов, требующих для своего выполнения специальной подготовки. 

Следует отметить, что при лечении ДЦП, речь идёт не о возвращении пациенту утраченных двигательных навыков, а формировании на фоне раннего повреждения мозга совершенно новых, отсутствовавших ранее двигательных возможностей,  достижение функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути двигательного развития блокированы.

Рейтинг@Mail.ru